Сайты образовательных учреждений района
Главная ➜ История школы

История школы

Возникновение и первые шаги

 

История Сенькинской школы неразрывно связана с развитием народного образования в России. Отмена крепостного права в 1861 году  послужила  появлению различных форм обучения. В 1864 г. было издано «Положение о народных училищах», регламентировавшее начальное образование. Основными типами массовых школ сохранялись приходские и начальные училища министерства народного просвещения (содержащиеся за счет местных обществ и частично за счет казны и пожертвований частных лиц),  церковно-приходские (открываемые духовенством), воскресные школы - все эти

учреждения имели одно название – «начальные народные училища».

Цель начальных народных училищ определялась следующим образом: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять начальные полезные сведения».

Введение Закона о всеобщей воинской повинности в 1874 году, дававшего льготу по сокращению срока действительной военной службы с 6 до 4 лет для окончивших начальную школу, послужило дополнительным толчком для распространения просвещения.

В грамотности крестьяне видели практическую пользу. «Крестьяне считают, что грамотный не пропадет без куска хлеба, - писал в 1881 году известный русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ  Николай  Александрович Корф (1834-1883) - Грамотный закон понимает и другому расскажет. Его не обманут фальшивой бумажкой, грамотного не так легко надуть, грамотный может вести расход и приход. Грамотному дается льгота по воинской службе, грамотному открывается ряд должностей: он может быть писарем, конторщиком, рассыльным, учителем; он может общественный приговор подписать и даже писаря учитывать. Все это в глазах крестьян выгода и доход». В 1884 году императором Александром III были утверждены специальные правила для школ при храмах. Несмотря на то, что такие учебные заведения существовали издавна, термин «Церковно-приходская школа» появился только с утверждением этого документа. Он определял, что «школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения».

Однако «стремление народа к грамотности не удовлетворялось существующими нормальными народными училищами по причине их малочисленности и удаленности селений от училищ». «Ни земство, ни казна, - писал в 1889 г. известный российский публицист А.С. Пругавин (1850-1920), - не в состоянии в настоящее время увеличить число народных училищ в том размере, который мог бы удовлетворить существующую в народе потребность; и народ сам начал заводить собственные школы, начал отыскивать учителей из своей же среды». Существование этих школ было официально признано циркуляром Министерства народного просвещения от 14 февраля 1882 года. В нем разрешалось «учительствовать» в сельских школах грамотности лицам «без учительских свидетельств».

Такая крестьянская «школа грамоты» с одногодичным курсом обучения возникла предположительно в 1880-е годы и в Сенькинском обществе крестьян по их инициативе и содержалась за их счет, без какой-либо поддержки властей. Она размещалась в «наёмной квартире», представляющей собой обыкновенную крестьянскую избу. Учили в ней деревенских детей чтению и письму по церковнославянской грамматике, Часослову и Псалтырю, а также простейшему арифметическому счёту.

B сентябре 1889 года в д. Сенькиной Подполазнинской волости Пермского уезда на её основе была открыта одноклассная церковно-приходская школа с 3-х летним курсом обучения. Она входила в приход Полазнинской Свято-Троицкой церкви и содержалась на средства крестьянского общества, церкви и Епархиального училищного совета. Законоучителем в ней был священник Свято-Троицкой церкви Иоаким Наумов, учителем - И. Соларев, а его помощницей была М. Мелехина, которая имела «домашнее образование».

Первоначально школа находилась в тяжёлом материальном положении: не хватало грифельных досок (письменная принадлежность в виде пластины из сланца), учебников, прописей, наглядных пособий и т.п. На предметы, связанные с религией, в ней отводилось до 46 % учебного времени.

Учебный план церковно-приходской школы предусматривал:

1) Закон Божий;

2) церковное пение;

3) чтение по книгам церковной и гражданской печати и письмо;

4) начальные арифметические сведения. 

Обучение Закону Божию состояло в изучении молитв, изучении Священной истории, объяснения сути двунадесятых праздников и изучения тропарей на каждый; краткого катехизиса.

Арифметика преподавалась по методу немецкого педагога Августа-Вильгельма Грубе (1816-1884): решение практических задач на счётах, классной доске и в уме. По родному языку ученики сначала учились правильно читать, затем учились письму под диктовку.

В мае 1892 года состоялся первый выпуск учеников церковно-приходской школы с правом на льготу по воинской повинности. Эта школа вызывала большое беспокойство у членов церковного училищного совета, т.к. « хотя с внешней стороны она представлялась благоустроенной, со стороны воспитательной и учебной относилась к посредственным школам». По мнению членов совета, причиной такого положения дел было «местонахождение этой школы в д. Сенькиной, отрезанной рекой Камой от храма, своего законоучителя и наблюдателя. Учащиеся этой школы не могли посещать и не посещали богослужений в праздничные и воскресные дни; церковному пению, обязательному предмету, школьники вовсе не обучались». В результате обсуждения был сделан вывод о том, что «содержание двух учителей не соответствует результатам», а найти нового законоучителя «не представляется возможным». В конце концов, училищный совет Пермской Епархии принял решение о передаче Сенькинской школы земству. И по желанию местного общества в 1893 году она была преобразована в одноклассное земское народное училище с 3-х летним сроком обучения.

По сравнению с церковно-приходской, ориентированной на религиозно-нравственное воспитание, в земской школе основной упор делался на разностороннее обучение. Главным отличием её программы от церковно-приходской было часовое ограничение преподавания Закона Божия и церковно-славянского языка. По чтению программа заканчивалась получением устойчивых навыков чтения, преподаваемого по специальным сборникам коротких (не более 5-10 страниц) рассказов и сказок, специально адаптированных для начальной школы. По письму программа заканчивалась написанием изложений коротких текстов и простых сочинений на свободные и заданные темы. По арифметике программа заканчивалась четырьмя действиями с многозначными числами; с 1897 года в программу были введены простые дроби и простейшие операции с ними, единицы длины и веса и простейшие операции с ними; понятия и простые вычисления для определения площади и объёма. По уровню общеобразовательной подготовки учащихся, оснащению учебниками. наглядными пособиями и школьным оборудованием земская школа значительно превосходила церковно-приходскую. Класс земской школы разделялся на три отделения, соответствующие трём годам обучения детей. Один учитель в единственной классной комнате проводил занятия со всеми тремя отделениями одновременно. Учитель давал одному отделению письменную задачу, затем объяснял следующему новый материал, после чего повторял материал с третьим, и так многократно переходил от одного отделения к другому по ходу урока. В школу принимали детей в возрасте от 8 до 12 лет. Учебный год в школе был  коротким и продолжался, как правило, семь месяцев (с 1 октября по 1 мая). Основной причиной короткого учебного года называлась занятость крестьянских детей, даже самых маленьких, в домашнем хозяйстве. Родители могли себе позволить отпустить их в школу только в зимнюю половину года, когда не было сельскохозяйственных работ. Учёба занимала шесть дней в неделю, каждый день было 4-5 часовых уроков с 5-10 минутными переменами между ними и часовым обеденным перерывом. Отметки ученикам в течение учёбы не выставлялись. Ученики не имели возможности заниматься у себя дома - тесные и тёмные крестьянские избы мало подходили для учебных занятий. Поэтому домашних заданийне задавали.

По окончании школы проводились выпускные экзамены, по результатам которых выдавались свидетельства об окончании школы и предоставлялась льгота по отбыванию воинской повинности. Экзамены были государственными и проводились членами уездного училищного совета. 

На 1 сентября 1894 года в земской народной школе села Сенькинского было 76 учеников, а в 1902 году в школе обучалось уже более 100 крестьянских детей.

Школа помещалась на 2-м этаже здания Сенькинского волостного правления, открывшемся в 1891 году в связи с постройкой и освящением 27 декабря 1891 года в д. Сенькиной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

При школе в 1893 году было устроено опытное (показательное) поле-огород, где культивировались лучшие сорта хлебов, злаков, огородных овощей и т.п. Школьное хозяйство стало одним из лучших в Пермском уезде. Живой инвентарь этого хозяйства состоял из 1 лошади, 4-х коров, одного подростка и 30 кур. Имелись сельскохозяйственные орудия: молотилка, шведский однокорпусный плуг, полевая борона, двухкорпусный плуг, борона «зигзаг», луговая борона Ланке, 2 одноконных плужника, веялка-сортировка, корчевальная машина, жнея, веялка, соха «курашимка».

Были и принадлежности пчеловодства: 3 англо-американских улья, 2 улья Левитского, 3 улья Борлепша, 5 простых колод, медогонка и другие разные принадлежности.

На опытном поле были посевы различных сортов овса, ржи, клевера и тимофеевки, гречихи, медоносных трав. На огороде выращивались капуста, картофель, огурцы и другие овощи. На школьном поле производились различные опыты: костяного и фосфоритного удобрения под посев хлебов и кормовых трав, боронование лугов и т.п. Хозяйство было открыто для всех посетителей, интересующихся сельскохозяйственными улучшениями.

В 1899 году школьное опытное хозяйство, «служащее центром культуры различных улучшенных сельскохозяйственных растений», было признано ведущим не только в Пермском, но и в соседних уездах. Как школа, так и поле-огород пользовались доверием и уважением не только сенькинцев, но и всех окрестных жителей. Огромная роль во всём этом принадлежала уроженцу Очёрского завода народному учителю Морозову Якову Карповичу (ок.1871 г.р.), работавшему в Сенькинской школе с 1893 по 1903 год. Он пользовался огромным уважением всех сенькинцев. Как сообщалось в одной из корреспонденций тех лет, местные крестьяне «ничего важного в своей жизни не сделают, не посоветовавшись с «Карпычем», и всё, что бы он ни посоветовал им, обязательно исполняют». В другой публикации из села Сенькинского были такие слова: «Приобревши любовь среди крестьянского населения, он не переставал и не перестаёт служить на его пользу». По его же инициативе при школе в 1896 году была открыта гончарная мастерская. В 1899 году в ней училось 8 человек в возрасте 12-16 лет из числа учеников, а также уже закончивших обучение в школе. Они учились изготовлять изделия из красной глины: горшки, чашки и крынки, которые находили сбыт у местных крестьян, а также на базарах в окрестных селениях и в Добрянском и Полазнинском заводах.

В селе Сенькинском, опять же по инициативе и стараниям Якова Карповича, было открыто сельскохозяйственное общество. Оно имело довольно богатую библиотеку по сельскому хозяйству, различные земледельческие машины; посредством этого общества крестьяне имели возможность покупать сельскохозяйственные орудия в рассрочку. Сенькинские крестьяне стали самыми передовыми земледельцами в уезде.

Яков Карпович заботился и о просвещении крестьянского населения. С этой целью были открыты вечерние классы для взрослых, в которых обучились грамоте многие крестьяне. Ему также принадлежит устройство в 1894 году в помещении Сенькинского волостного правления бесплатной библиотеки-читальни. В день в ней бывало до 60 человек. Людей привлекали сюда не только газеты и журналы, но и масса практических изданий по сельскому хозяйству, пчеловодству и ремеслу. Как результат, через несколько лет село Сенькинское стало самым читающим селом Пермского уезда. В начале 20-го столетия  фондам Сенькинской библиотеки могла позавидовать любая библиотека.

В школе при помощи «волшебного фонаря» устраивались чтения со световыми картинками, возбуждавшими живейший интерес не только среди детей, но и даже среди взрослых. Картины показывались по разным темам: по религии, истории, географии.

Морозов Яков Карпович был истинным отцом для своих учеников. По окончании экзаменов он возил их в губернский город Пермь, где водил их в музей, в театр, в городские школы.

Глубоко ценя такую многолетнюю службу Якова Карповича, благодарные крестьяне в апреле 1903 года преподнесли ему икону Спасителя; благодарили его, желали ему здоровья и долголетней, счастливой жизни, «чтобы он ещё много-много лет трудился на пользу Сенькинской волости, которую он в течение 10 лет сделал неузнаваемой»

 

Школа до 1917 года

 

После отъезда в 1903 году Морозова Я.К. в Очёр  народным учителем (заведующим школы) был Изергин Семён Николаевич, учительница – Башкарева Августа Львовна.

В марте 1905 года по его инициативе для обучения столярному искусству в школе открылась учебная столярная мастерская со сроком обучения 3 года, в которую принимались мальчики, окончившие курс начальной школы. На должность мастера-учителя был приглашён опытный столяр, уроженец села Порез Глазовского уезда Вятской губернии И.Д.Тебеньков с ежемесячным жалованием 15 рублей. Первоначально мастерская существовала на средства Сенькинского сельскохозяйственного общества. Размещалась она в специально устроенном тесном помещении размерами 3 на 4 сажени. В мастерской обучалось до 12 мальчиков. Как писали современники, из-под рук Сенькинских подростков выходили "не грубые столы и стулья деревянного образца", а изящные "хитрые по замыслу и стильные вещи.

На выпускных экзаменах 6 июня 1914 года все ученики получили отметки «5», а некоторые по «5+». В особенности хороши были: стильный дубовый буфет, письменный стол-касса, столик для швейной машины с инкрустациями из дерева и лакированные тумбочки.

Благодаря Тебенькову И.Д. на содержание мастерской в 1913 году было отпущено до 1800 рублей земских денег, а также планировалось открыть в селе артель кустарей-столяров.

С 1904-1905 учебного года в школе было введено рукоделье для девочек. Уездная управа выделила на покупку необходимых материалов 6 рублей, на которые были закуплены нитки и холст. Но этих средств явно не хватало, и учениц просили приносить материалы из дома. На уроках учились вышивать, плести кружева, вязать носки, чулки и пр.

Но одноклассная школа, при ограниченности своего курса, не могла дать своим ученикам достаточного общего развития и даже таких навыков в письме и счете, какие необходимы, например, для таких должностей, как волостной старшина, писарь и т.д. И в 1908 году сход крестьян Сенькинской волости «в память о Монаршей милости, дарованной населению России 17 октября 1905 года» приговорил: «преобразовать Сенькинское одноклассное училище в двухклассное». Причём крестьяне выразили готовность содержать за свой счёт несколько помещений, их отопление, освещение, сторожей и прочее. Но скорому удовлетворению ходатайства населения препятствовала неприспособленность имеющихся школьных помещений для 2-х классного училища, т.к. кроме одной-двух лишних комнат для IV и V отделений требовались дополнительные помещения для квартиры учителя, библиотеки и т.п.

Место для строительства новой 2-х классной школы по мнению Сенькинских жителей было выбрано крайне неудобное, низкое и сырое; поэтому состоявшийся 8 февраля 1910 года волостной сход постановил: просить земскую управу Пермского уезда для постройки нового здания школы занять сухое место напротив Сретенской церкви, рядом с домом духовенства.

30 декабря 1910 года было торжественно открыто новое одноэтажное здание 2-х классного земского училища с благодарственным молебном и провозглашением многолетия. По этому поводу гостям был подан «чай с закускою». Но несмотря на то, что здание было построено «весьма удовлетворительно», праздник был омрачён. При выборе места для постройки пожелание крестьянского схода не было учтено, и школа была построена на сыром месте. В результате в подвальном помещении учительницы скопление воды достигало глубины 6 четвертей (более 1 м).

Здание было расположено вдоль левого берега реки Б.Туй и примыкало к селу с нижней  стороны. Постройка состояла из 5 просторных и светлых классных комнат с общим широким коридором, причём 4 из них располагались на одной, восточной стороне. В каждой классной комнате было по 3-4 больших окна и по одной вертикальной печи. С боковой стороны к основному зданию был пристроен флигель. В нём располагались жилые помещения для учителей, школьная библиотека (впоследствии там находилась пионерская комната), кухня с буфетом, туалеты и запасный выход.

Двухклассное училище-вторая ступень начального образования. 1-й класс в нём по курсу равнялся одноклассному училищу, а 2-й класс составлял дополнительный курс к начальному обучению. Здесь изучались уже история и география России, затем - естествоведение (естествознание), 2-я часть арифметики, основы геометрии и черчения, расширялся курс Закона Божия и русского языка, чтения.

Школа была не только центром образования, но и культуры. В ней широко отмечались различные церковные и светские праздники, проходили многолюдные концерты. Настоящим праздником были постановки в школе самодеятельных спектаклей.

1-й педагогический коллектив школы: Онохина Серафима Степановна - заведующая. Учителя: Башкирова Августа Львовна, Брюханова Мария Фроловна, Бессонова Инна Кузьминична, Пухина Клавдия Владимировна.

В начале следующего учебного года был назначен новый заведующий Чечулин Григорий Александрович.

В 1913 году уездным земством был назначен заведующим школой мещанин города Перми выпускник Санкт-Петербургского педагогического института Егоров Вячеслав Николаевич (20.08.1888 - 02.07.1920). Учителя: Егорова Лидия Михайловна 1891 г.р., уроженка села Сенькинского (дочь местного лавочника Катаева М.И.); Бессонова Инна Кузьминична - учитель рисования и географии, Уфимцева Наталья Александровна, Мухина Клавдия Владимировна, Коняев Иван Иванович (из крестьян Ивановской волости Соликамского уезда). Законоучителем был священник Порошин.

Школа в 20-30-е годы XX века

 

С окончательным установлением в июле 1919 года советской власти в Пермском уезде согласно декрету ВЦИК от 16 октября 1918 года «О Единой Трудовой школе РСФСР» Сенькинское земское училище было преобразовано в Сенькинскую единую трудовую школу 1-й ступени (для детей от 8 до 12 лет) с четырёхлетним сроком обучения. Система образования была коренным образом изменена: введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; преподавание Закона Божия было отменено, отменялись физические наказания детей. Ответственным органом школьного самоуправления являлся школьный совет.

Заведующим школой с 1919  по 1923 год был Пономарёв Рафаил Петрович; учителя: Капкановская (Черемихина) Нина Вениаминовна и Топчеенко Елизавета Фёдоровна

В 1923-1924 учебном году Пономарёв Р.Ф. был переведён в Добрянку и заведующей была назначена Капкановская Н.В. Учителями были Чашкина (бывшая Егорова) Лидия Михайловна и Щицына Анна Сергеевна. 

Немаловажной стороной жизни школы 20-х годов было идейно-политическое воспитание школьников и взрослого населения в духе привития им основ марксистко-ленинского учения. Поэтому под постоянным контролем партийных органов в школе преподавалась политграмота: проводились политбеседы, выпускались различные стенгазеты. За партами сидели не только дети, но и взрослые.

Кроме прямой своей работы в те годы учителя Сенькинской школы принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых советской властью на селе:

1) ликвидация безграмотности среди взрослых;

2) работа в секциях сельского (до 1924 года волостного) совета, и в первую очередь – в культурно-просветительной;

3) работа с женщинами (посиделки, во время которых читали и разъясняли те или иные мероприятия советской власти);

4) работа с молодёжью совместно с Сенькинской избой-читальней;

5) работа в кредитном товариществе (председателем и членами ревизионной комиссии);

6) работа в организованном совместно с молодёжью драмкружке с постановкой

спектаклей к революционным праздникам и разъяснением их значения;

7) участие во Всесоюзной переписи населения в 1926 году;

8)  учёт объектов налогообложения в крестьянских хозяйствах (пашни, посевов,

домашнего скота и т.п.);

9) агитационная работа по вовлечению учащихся в пионерскую организацию

(впоследствии пионерской дружине школы было присвоено имя Павлика Морозова);

10) участие в избирательных комиссиях по перевыборам Советов.

Школа в те годы испытывала неимоверные трудности: недостаточный хлебный паёк (одно время учителям выдавали по полпуда размолотого овса; на их миллионную зарплату можно было купить лишь кусок мыла на рынке), недостаток керосина для освещения, дров, мебели, учебников, тетрадей, чернил, карандашей и т.п. Рады были даже устаревшей грифельной доске. Ученики не имели нормальной одежды и обуви и часто пропускали по этой причине уроки. Учителя по многу месяцев не получали зарплату. Но ни голод, ни другие трудности не мешали учительскому коллективу Сенькинской школы целиком отдавать свой труд и знания на пользу новой жизни.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов  Сенькинская школа 1-й ступени была расширена до пяти, а затем шести и семилетнего курса обучения. Ответственное руководство педагогической, хозяйственной и административной частью школы было возложено на заведующего школой, который председательствовал в школьном совете.

В школе преподавались русский язык и литература, математика, природоведение, география, химия, физика, обществоведение, немецкий язык, рисование и лепка, музыка, физическое воспитание и труд. 5 класс семилетней школы является непосредственным продолжением 4 класса начальной школы. В 5 и 6 классах семилетней школы проводились переводные экзамены, а в 7 классе - выпускные.

Вероятно, в то время и было реконструировано здание школы: был надстроен 2-й этаж с двумя классными комнатами и кабинетом заведующего. Но т.к. надстройка была сделана только над половиной основного учебного помещения, то в целом здание стало иметь какой-то незаконченный вид.

После Капкановской (Черемихиной) Н.В.  ок.1927 года заведующей была назначена Чашкина Лидия Михайловна. С 1930 по 1932 год заведующей Сенькинской семилетней школой была Крапивина Алевтина Николаевна (1910-1981), учительница математики и физики, затем Ведерников Александр Николаевич (годы его работы не известны).

С 1934 года согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» Сенькинская школа стала называться Сенькинской неполной средней школой.

По воспоминаниям всех поколений учеников в зимнюю стужу в школе было холодно. Срубленное в лапу из нетолстых брёвен, имея много больших окон и недостаточное печное отопление, здание школы медленно прогревалось и быстро выстывало.

И хотя технички заранее приходили в школу и затапливали печи, дрова зачастую были сырые и плохо горели. Руки мёрзли, ученики на уроках сидели в верхней одежде и шерстяных варежках. На переменах тихони жались к печкам, а остальные, стараясь согреться,  устраивали в классах и коридоре кучу-малу, играли в чехарду, догонялки и т.п. В самые сильные морозы дело доходило до того, что замерзали чернила в чернильницах-непроливашках, и на ночь приходилось уносить их домой.

 

Школа в годы Великой Отечественной войны

 

С началом Великой Отечественной войны большинство мужчин ушли на фронт. В тылу остались женщины, старики и дети. На их плечи легли все тяготы военного времени. Сенькинские школьники заменили на колхозных полях и фермах отцов и старших братьев. Они помогали колхозу в посадке и уборке картофеля, пропалывали поля от сорняков, убирали турнепс. Работали на сенокосе, заготавливали веточные корма. Собирали на колхозных полях оставшиеся после уборки колоски, лом чёрных и цветных металлов, макулатуру, печную золу, ягоды и лекарственные травы. Помогали в заготовке дров для школы, работали на школьном участке. Собирали средства в фонд обороны, тёплые вещи и подарки воинам Красной Армии.

Осенью 1941 года районная газета «Сталинский путь» писала: « Активно помогают колхозу «Передовик» в уборке картофеля школьники и учителя Сенькинской неполной средней школы. На Скальнинской бригаде ими убрано картофеля с площади 2,78 гектара. Ученики Вера Коровина, Анастасия Меркушева, Клава Коровина и Шура Меркушев, следуя личному примеру своей учительницы Зуевой Зои Петровны, ежедневно выполняют и перевыполняют норму».

«Желая принять участие в быстрейшей победе над врагом, учащиеся Сенькинской неполной средней школы Бажина Вера, Сыропятова Мария, Оборина Вера, Сесюнина Клава и другие отчисляют в фонд обороны 80 рублей, заработанные ими на уборке картофеля 30 сентября». 9 августа 1942 года в той же газете появилась новая заметка: «Огромную помощь колхозу в полевых работах оказывают учащиеся Сенькинской неполной средней школы. За период с 20 мая по 1 августа школьники заработали в колхозе 3162 трудодня. Они выполняли самые разнообразные работы: окучивали картофель, гребли сено, возили копны и т.д. Сейчас они заняты ещё на уборке сена. Некоторые учащиеся уже заработали по 50 трудодней. Так, например, ученица 7 класса Ольга Коровина только за июль заработала 30 трудодней. Ученик 4 класса Юра Монтаис окучивал картофель, работал прицепщиком, возил копны и заработал в июле 24 трудодня. Кроме того, учащиеся школы по четвергам проводили сбор ягод, грибов, лекарственных трав. В Сенькинское сельпо они сдали 150 кг грибов и около 30 кг ягод». 31 января 1944 года в газете была опубликована заметка директора школы Смирновой А.Ф. и пионервожатой Сидоркиной Марии Павловны: « По примеру патриотов нашей Родины учащиеся и учителя Сенькинской неполной средней школы внесли на постройку самолёта «Молотовский пионер» 3500 рублей. Учителя отдали 50 процентов своей зарплаты. Отдельные учащиеся-пионеры внесли от 50 до 100 рублей. Меркушева Галя внесла 100 рублей, Пермяков Леонид – 80 рублей, по 50 рублей внесли Лапицкая Тамара, Лапшин Виктор и другие».

В декабре того же года в газетной заметке заведующий Сенькинской избой-читальней Н.Г. Монтаис писал: «Активное участие в работе избы-читальни принимают учителя школы. Постоянными членами драматического кружка являются, например, учителя Шайдурова Елена Николаевна, Меркушев Григорий Игнатьевич, Бажина Александра Дмитриевна, Зуева Зоя Петровна. Они пользуются любовью у населения, как хорошие исполнители ролей в пьесах». Частым докладчиком в избе-читальне была директор школы Красовская М.А. Без её участия не проходило ни одно мероприятие.

С 1943 учебного года в школе был введен новый предмет - военное дело: начальная военная подготовка в 5-7-х классах и военно-физическая подготовка в 1-4-х классах. Занятия проводил военрук Чащихин Григорий Васильевич, комиссованный из Красной Армии по ранению.

В сентябре 1944 года согласно постановлению Сове­та Народных Комиссаров Союза ССР от 8 сентября 1943 года «О приеме в школы детей семилетнего возраста» в школу пришли дети двух воз­растов: семи и восьми лет. Кроме местных, в школе учились эвакуированные из Москвы дети. Классы были переполнены, некоторые из них даже делили на параллели «А» и «Б». Школа страдала от нехватки учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Из-за недостатка бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы.

Особой заботой являлось бесплатное питание детей в классах. Как правило, обед состоял из пустых капустных щей или жиденькой картофельной похлебки с кусочком хлеба и чая. Многие ученики ходили в школу в лаптях, холщёвой домотканой одежде (другой обуви и одежды не было). Зимой ходили в перешитой, латаной старой одежде. Жили впроголодь, питались хлебом, смешанным с лебедой и картошкой. Но им помогла преодолеть все трудности забота о защите Родины, вера в то, что своим трудом они помогают сражавшимся на фронте отцам и старшим братьям.  Победа Красной Армии в Великой Отечественной войне - это победа всего нашего народа, в том числе есть в ней лепта и Сенькинских учителей и школьников.

За успешную и самоотверженную работу в годы Великой Отечествееной войны завуч и преподаватель математики Шайдурова Елена Николаевна была награждена медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а учитель начальных классов Меркушева Ольга Ивановна – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Сотни бывших Сенькинских учеников сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Они участвовали в обороне Москвы и Ленинграда, Сталинградской и Курской битвах. Освобождали Белоруссию и Прибалтику, Украину и Молдавию. С боями прошли пол-Европы и закончили войну в Берлине. За ратный труд многие из них были награждены боевыми орденами и медалями. Но почти каждый второй из ушедших не вернулись в родные края. Другим довелось участвовать в войне с Японией. Школьный учитель Шестаков Александр Елисеевич, призванный в Красную Армию ещё в октябре 1939 года, пропал без вести на фронте в августе 1941 года. В первые же дни Великой Отечественной войны по партийному набору ушёл на фронт директор школы Завалов Вениамин Илларионович. В звании политрука он был направлен в 576-й стрелковый полк 115-ой стрелковой дивизии. Участвовал в боях на Невском пятачке в ходе битвы за Ленинград, затем в составе 54-й армии в Тихвинской наступательной операции. Последняя должность - командир стрелкового батальона. 13 апреля 1942 года, будучи раненным в голову, он первым поднялся и повёл за собой своих бойцов в атаку. В том бою батальон выполнил поставленную задачу, но потерял своего командира.

В марте 1942 года был призван в Красную Армию сменивший его Меркушев Николай Иванович. Он был участником обороны Сталинграда, затем воевал в районе гг. Ельня и Великие Луки, участвовал в освобождении Латвии в составе роты химзащиты 85-й гвардейской Рижской Краснознамённой стрелковой дивизии на Западном, 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Гвардии старший сержант Меркушев Н.И. встретил День Победы в Курляндии (Западная Латвия) в должности старшего метеонаблюдателя штабной батареи 15-го гвардейского стрелкового корпуса. Награждён медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией»..

Учитель ботаники Меркушев Андрей Иванович 13 сентября 1941 года был призван в Красную Армию и направлен в 82-й зенитно-артиллерийский полк. Там получил тяжёлое заболевание и 25 октября того же года комиссован. Умер от туберкулёза 23 августа 1942 года.

Бывший ученик, а впоследствии учитель и директор школы Меркушев Иван Егорович  в октябре 1941 года из 10-го класса Добрянской средней школы добровольцем пошёл в Красную Армию. В составе экипажа танка Т-34 с лета 1942 года участвовал в боях под Воронежем, затем в районе гор. Ржев на Калининском фронте. В должности мастера-химика роты технического обеспечения 5-го отдельного гвардейского мотоциклетного Краснознамённого полка (1-й Белорусский фронт) участвовал в освобождении Западной Украины, Польши. День Победы встретил в шалаше неподалеку от Берлина. Гвардии сержант Меркушев И. Е. награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».

Бывший ученик, а впоследствии военрук школы Меркушев Михаил Петрович с ноября 1941 года воевал на Западном фронте. Участник обороны Москвы. В дальнейшем воевал в составе 46-го гвардейского стрелкового полка 16-ой гвардейской стрелковой дивизии на Калининском, Западном, Брянском и 1-ом Прибалтийском фронтах. Участник освобождения гор. Ржев, Орловской наступательной операции и  освобождения Белоруссии. 26.06.1944 года вторично был тяжело ранен и 13 ноября 1944 года демобилизован в звании гвардии старшего сержанта. Награждён медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией».

 

Школа в первые послевоенные и 1950-60-е годы

 

Нелегко было и в трудные послевоенные годы. В школе по-прежнему не хватало оборудования, учебников и письменных принадлежностей. Но жизнь постепенно входила в мирное русло. В 1945 году директором школы вновь был назначен вернувшийся с фронта Меркушев Николай Иванович. В 1950 году он ушёл на повышение в РайОНО  и  его сменила Мантайс Елизавета Александровна.

Учитывая самоотверженный труд учителей, отдававших все знания и силы обучению и воспитанию детей в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы, 12.02.1948 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР « О награждении учителей орденами и медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу». В 1949 году согласно этому Указу были награждены учителя:

Шайдурова Елена Николаевна – орденом Трудового Красного Знамени. Мантайс Елизавета Александровна – орденом «Знак Почёта». Меркушева Ольга Николаевна - орденом «Знак Почёта». Меркушев Николай Иванович - орденом «Знак Почёта». Дудина Александра Гавриловна – медалью «За трудовую доблесть». Зуева Зоя Петровна – медалью «За трудовое отличие». Впоследствии в 1954 году были награждены: Шайдурова Елена Николаевна – орденом Ленина, Мантайс Елизавета Александровна - орденом Трудового Красного Знамени, Зуева Зоя Петровна – медалью «За трудовую доблесть»

В 1950 году в школе впервые появилось электрическое освещение от генератора находившейся в с. Сенькино Добрянской МТС (до этого были керосиновые лампы).

В связи со строительством Камской ГЭС и заполнением камского водохранилища школа попала в зону затопления и после окончания занятий в 1952 году приступили к её разборке. Вновь распахнулись двери школы только 1 сентября 1955 года. Первоначальная дощаная обшивка здания не была восстановлена, и в школе зимой стало ещё холодней. Занятия эти 3 года проводились в 2 смены в бывшем 2-х этажном здании волостного правления. Директором школы были в это время последовательно Кудымова Нина Яковлевна, Щапкин Павел Прокопьевич, Лысых Василий Николаевич. Наибольшие трудности в этот период выпали на долю Лагуновой (Жеуровой) Валентины Николаевны, в 1954 году назначенной директором школы. Приходилось решать не только учебно-воспитательные вопросы, но и различные строительные проблемы: доставать недостающие стройматериалы, школьное оборудование, и т.п.

Учителями начальных классов в те годы были: Зуева Зоя Петровна, Мантайс Елизавета Александровна, Голубцова Анна Семёновна, Петерсон Ида Александровна,  Ковинова Татьяна Кузьминична.

В сентябре 1958 года директором школы был назначен Ржендзинский Леонид Николаевич. С его приходом заметно улучшилась дисциплина в школе. Притихли даже самые отпетые хулиганы;  все боялись попасть «на ковёр» в кабинет директора.

В школе появился собственный движок-генератор, в результате не стало перебоев с электроосвещением школьных помещений. Были приобретены лыжи для уроков физкультуры, баян и радиола. В это же время приступили к оштукатуриванию стен школы. Школьники, желающие заработать на карманные расходы, принимали участие в обивке стен дранкой под штукатурку. (1 кв. м обивки стоил 50 копеек, что равнялось цене детского билета в кино в то время). Перед первым уроком у всех проверяли внешний вид, чистоту рук, ушей и шеи. Грязнуль отправляли отмываться. Школьники (не все) ходили на занятия в школьной форме образца 1948 года. У мальчиков – это суконные брюки и гимнастёрка с отложным воротничком тёмно-серого цвета, подпоясанная широким чёрным ремнём с бляхой, фуражка со школьной эмблемой на околыше. Эта форма просуществовала до конца 1961-1962 учебного года. Девочки носили коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком. Волосы заплетали в косы с бантами, старшеклассницам разрешались короткие стрижки.  Ношение каких-либо украшений не допускалось.

В 1-3 классах были октябрятские группы, которыми руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. Октябрята носили нагрудный значок с портретом В.И, Ульянова (Ленина) в детстве и готовились к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.  В 3-4 классе достойных учеников принимали в ряды юных пионеров. После произнесения торжественной клятвы перед строем всей школы им  повязывался пионерский галстук. А с 14 лет (в 7-8 классе) наиболее активные пионеры вступали в члены ВЛКСМ.

В школе к каждому празднику 7 ноября - годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, Новому году, 23 февраля - дню Советской Армии, Международному женскому дню 8 марта, 1 мая - Дню международной солидарности трудящихся) готовились концерты художественной самодеятельности. Исполнялись песни, сатирические частушки на школьные темы и физкультурно-акробатические номера. Читали стихи, ставили танцы народов СССР. С концертами выступали в Сенькинском сельском клубе, выезжали в село Усть-Гаревая, деревни  Шемети, Комариху и др. После окончания учебного года всем классом ходили в турпоходы, ездили на экскурсию в Добрянку и Пермь.

В конце 1950-х годов возле школы был построен большой сарай, в котором внизу в несколько ярусов стояли кроличьи клетки, а наверху хранился для них зимний запас кормов – сено, веники и т.п. На школьном приусадебном участке выращивались овощи и ягоды. Руководила все этим хозяйством Шестакова Нина Алексеевна-преподаватель химии, географии и биологии, замечательный человек и педагог. За время летних каникул школьники по графику должны были 4 раза отработать на школьном участке. Ухаживали за кроликами, заготавливали им корм, копали грядки, пропалывали сорняки, собирали ягоды и т.п. Озеленением пришкольной территории на новом месте занимались школьники всех классов на уроках труда.

 

Ниже школы (в сторону реки) находилось 2-х этажное деревянное здание интерната для учеников из дальних, а также на период осенней и весенней распутицы заречных деревень. На верхнем этаже проживали девочки, а внизу была кухня с плитой и жили мальчики. Отопление в нём тоже было печное, освещение - керосиновые лампы. Воспитателем в интернате была Меркушева Ольга Николаевна - очень строгая и властная женщина, так что дисциплина в интернате была на должном уровне. Техничкой и помощницей воспитателя в ночное время была Оборина Любовь Яковлевна, добрейшей души человек.

Летом 1960 года правление колхоза «Память Свердлова» обратилось к пионерам и школьникам с просьбой. Необходимо было взять на колхозном птичнике  маленьких цыплят,  вырастить их и осенью сдать в колхоз. Между классами проводились соревнования: кто больше сдаст металлолома, макулатуры, печной золы. Каждый класс выпускал свою стенгазету, в которой отражались успехи и недостатки в учёбе и быту.

В 3-4-м  классах на уроках труда изготавливали ёлочные игрушки, делали бумажные кульки для праздничных подарков. Вышивали (в том числе и мальчики) на пяльцах простым швом и гладью носовые платочки и полотенца для своих мам и бабушек на день 8 марта.

После окончания 1-го полугодия и учебного года директор школы награждал перед строем всей школы отличников и хорошистов. Самым ценным подарком в начальных классах был набор из 24-х цветных карандашей.

Впоследствии лучшим подарком ученику за хорошую учёбу считалась его фотография у развёрнутого школьного Знамени.

Ежегодно в сентябре школьники, начиная с 3-го класса, 1-2 недели не учились. В это время они убирали на полях урожай колхозного картофеля. Копали картофель лопатами или собирали после картофелекопалки и ссыпали на хранение в земляные бурты, находившиеся на этом же поле. В более старших классах (начиная с 5-го) школьники, встав цепочкой, грузили в лесу на тракторные сани заготовленные для школы дрова, а затем складывали их в поленницы около школы.

В 1960 годы русский язык и литературу преподавала Ржендзинская Лидия Александровна, а затем поочерёдно Четины Эльвира Ильинична и Геннадий Иванович.

Математику преподавала Балдина Мария Андреевна, а с 1963 года – Тюмина Елизавета Ивановна. С 1962-1963 учебного года в школе стал преподаваться наряду с немецким и английский язык. Немецкий язык преподавали Мельчакова Александра Фёдоровна и Пестерева Евгения Валерьевна. В 1963-1964 учебном году немецкий язык пытался преподавать прекрасный учитель истории Меркушев Иван Егорович. Но на первых порах лучшие ученики  подсказывали ему то, что он на уроке пытался объяснить. В 1964-1965 учебном году немецкий язык вообще не преподавался. Английский язык преподавала Четина Эльвира Ильинична.

Преподавателем физики был директор школы Ржендзинский Леонид Николаевич. На его уроках в классе была тишина.

В 1960-е годы учебная мастерская для уроков труда располагалась на 1-м этаже старого здания правления колхоза «Память Свердлова». Уроки ОПБ (общественно-полезного труда) вёл учитель Долгоаршинных Михаил Захарович.

С 8 августа 1961 года согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», школа была преобразована в Сенькинскую восьмилетнюю школу.

Дополнительное учебное помещение (для начальных классов) было выделено во флигеле в помещении бывшей школьной кухни. Оно было небольшим и темноватым, т.к. окна во флигеле были гораздо меньше и выходили на запад.

В октябре 1961 года на  XXII съезде КПСС была принята программа строительства коммунизма в СССР и утверждён Моральный кодекс строителя коммунизма. Первый секретарь ЦК  КПСС Н. С. Хрущёв заявил, что «нынешнее поколение  советских людей будет жить при коммунизме». Перед школой была поставлена задача идеологического воспитания подрастающего поколения в духе коммунистической морали. У школьников  воспитывались такие качества, как преданность делу коммунизма, непримиримость к эксплуатации и угнетению человека человеком, коллективизм, гуманизм,  патриотизм, чувство интернациональной солидарности, личное достоинство. Большое внимание оказывалось общественно-полезному труду, военно-патриотическому воспитанию, подготовке к службе в армии. Сдавали нормативы Всесоюзного физкультурного комплекса БГТО (Будь готов к труду и обороне): метание гранаты, прыжки в длину, бег на 60 метров, лыжные гонки, стрельба из пневматической и мелкокалиберной винтовки и т.д. Большинство выпускников той поры выходило из стен школы с верой в светлое коммунистическое будущее, уверенные в завтрашнем дне. И хотя жили ещё очень скромно, но были полны энтузиазма и романтики.

Ветеран педагогического труда Меркушева Ольга Николаевна, проработавшая в Сенькинской школе 43 года, на склоне лет написала в своих воспоминаниях: «…Жизнь прошла не даром! Умереть можно спокойно. Будут долго помнить своих учителей наши хорошие советские дети. Они будут достойными строителями коммунизма».

 

Школа в 1970-80 годы

 

С 1965 года по 1970 год директором школы был Меркушев Иван Егорович, сменившая его на посту Меркушева (Матвеева) Нина Петровна, в 1974 году уехала на родину, и директором школы вновь был назначен Иван Егорович. С 1977 года по 1982 год школой руководила Семилетова Тамара Васильевна, а затем до 2000 года бессменным директором в течение 18 лет была Сулима Раиса Васильевна.

В 1983 году было построено новое замечательное двухэтажное кирпичное здание школы, рассчитанное  на 320 учащихся, и школа переводится на 10-тилетнее обучение.

В 1985 году был первый выпуск 10 класса.

В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации школьников старших классов.

В октябре того же года по инициативе правления колхоза «Память Свердлова» при школе было создано комбайновое звено «Колосок». Мастером производственного обучения в нём был назначен бывший выпускник школы Тюмин Фёдор Петрович. Он же стал и учителем технического труда в 5-8 классах. В здании интерната для занятий был выделен кабинет механизации, приобретены наглядные пособия и отдельные узлы и агрегаты в разрезе.

Со школьниками 9-10 классов изучалось:

а) устройство тракторов МТЗ-80 и ДТ-75М;

б) устройство комбайнов;

в) устройство сельхозмашин.

Для практических занятий колхоз предоставил новый трактор ДТ-75 и 3 комбайна (один СКД-6 и два Енисей-1200). Весеннюю практику проходили на тракторе посменно: боронили и культивировали колхозные поля. С августа убирали тремя комбайнами зерновые и травы. После окончания школы вместе с аттестатом зрелости ребята получали временные удостоверения трактористов.

В 1990 году обучение прекратилось.

Уроки технического труда проводились в школьной мастерской, в которой имелись металлорежущие и деревообрабатывающие станки. Школьники изготавливали скворечники, различные полочки, гардины, ящики для цветов, деревянные лопаты, швабры и т.п. На токарных станках вытачивали различную деревянную посуду, подсвечники, канделябры и прочие товары ширпотреба. После уроков за плату выполняли заказы местных жителей. Кроме того, в качестве профориентационной работы в школе, на колхозной ферме была выделена группа телят. В течение всего учебного года школьники под руководством опытной колхозной телятницы утром и вечером ухаживали за телятами.

В 1991 году вместе с распадом СССР в школе октябрятские группы, пионерская и комсомольская организации были реорганизованы (распущены).

 

Школа в XXI веке

 

В 2005 году к школе создано  структурное подразделение – «разновозрастная дошкольная группа», которое пока работало на базе Сенькинского детского сада. В 2010 году первый этаж школы был реконструирован под размещение дошкольников и с этого момента садик располагается в здании школы.

В 2008 году школу перевели из статуса «средней» в «основную».

Современная Сенькинская школа – это дом, который «построили» все: учителя, сотрудники школы, ученики, родители, выпускники. Этот дом сложился, как по кирпичику, из общих дел, человеческих качеств, талантов и старания. Каждый внес что-то свое. А результаты радуют.

За период с 1991  года по 2014 год сборная команда девочек 7 лет подряд становилась чемпионом района по баскетболу. Команда школы 5 лет подряд являлась победителем традиционной районной легкоатлетической эстафеты на приз газеты «Камские зори». В 2010 году школа стала победителем краевого конкурса «Школа – территория здоровья!». Школьным коллективом выиграны и реализованы гранты в муниципальном конкурсе социальных и культурных проектах: «Атлет» - 2009 год, «Спорт без границ» - 2010 год, «Ледовая арена» - 2011 год. В 2012 году учащиеся школы стали лауреатами краевого конкурса детских движений с программой «Остров сокровищ». Неоднократно ученики школы становились призерами краевого конкурса «Юный программист»: в 2010 – 2011 уч.году – III место, в 2011 – 2012 уч.году – I место, в 2012 – 2013 уч.году – I и III места. В 1998 году с серебряной медалью закончила школу Тюмина Ольга, в 2003 году школу закончили с серебряной медалью Зобачева Анна и Золотарева Елена, в 2008 году школу закончили с золотой медалью Тюмина Елена, с серебряной медалью Попенкова Екатерина и Плешакова Любовь.

И, конечно, большая заслуга в этом Сенькинских учителей.

Руководителем школы с 1 сентября 2005 года является Попенкова Римма Анатольевна, также она преподает математику.

Попенков Геннадий Алексеевич – учитель физической культуры.

Рыжкова Наталья Федоровна – учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Рыжков Сергей Александрович – учитель информатики и физики.

Тюмина Галина Николаевна – учитель биологии и химии.

Тюмина Галина Петровна – учитель русского языка.

Егорова Анна Васильевна – учитель истории и обществознания.

Козырева Валентина Александровна – учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-методической работе.

Третьякова Светлана Тимофеевна – учитель литературы.

Плешакова Марина Яковлевна – учитель немецкого языка.

Ершова Анна Степановна – учитель географии, библиотекарь.

Меркушева Валентина Валерьевна – воспитатель.

Букрина Елена Александровна – воспитатель.

Что представляет собой сегодня Сенькинская школа? В 2013-2014 учебном году в школе обучалось 78 учащихся и 23 воспитанника разновозрастной дошкольной группы. Их обучением и воспитанием занимаются 11 педагогов и 2 воспитателя, из них 77% имеют квалификационные категории. В школе сегодня:

8 учебных кабинетов;

Компьютерный класс;

Спортивный зал;

Тренажерный зал;

Футбольное поле;

Библиотека;

Столовая;

Столярно-слесарная мастерская;

Помещения разновозрастной дошкольной группы.

Данная образовательная организация пользуется уважением, повышается ее рейтинг, совершенствуется материально-техническая база. Это обусловлено тем, что педагоги стараются обеспечивать уровень учебной подготовки Сенькинских ребят, который отвечает трудовым запросам общества. Школа на протяжении многих лет старается идти в ногу со временем. В условиях модернизации системы образования своей главной задачей школьный коллектив считает предоставление каждому участнику образовательного процесса возможностей для реализации творческих способностей, формирования потребности в развитии культуры здоровья, способности к социальной адаптации, формирования активной гражданской позиции.

В школе создаются все условия для обучения и воспитания. Кропотливый и упорный труд Сенькинских учителей помогает стать выпускникам людьми с большой буквы и реализовать свои таланты и возможности в жизни. Это они – главный результат работы.

В школе происходит много положительных изменений, а педагогический коллектив делает всё возможное, чтобы упрочить имидж школы, потому что запросы общества на получение образования должны быть оправданы.

 

И хочется верить, что у школы не только славное прошлое, хорошее настоящее, но и прекрасное будущее!


 

 

Дополнительная информация

 

Школьные ветераны педагогического труда

 

Меркушева Ольга Николаевна работала в Сенькинской школе с 15.08.1927 года по 12.06.1963 года и с сентября 1965 года по 29.07.1972 года (26 лет учителем и 17 лет - воспитателем интерната). За рождение и воспитание 10-х детей она была награждена последовательно медалями «Медаль материнства» всех 3-х степеней, а 08.12.1953 года ей было присвоено звание «Мать-героиня».

С 1932 года по 1958 год работала в школе Дудина Александра Гавриловна - преподаватель истории, географии, немецкого языка.

Учитель начальных классов Мантайс Елизавета Александровна работала в школе

с 01.09.1933 года по 12.06.1963 года.

С 15.08.1936 года по 01.08.1957 года работала в коллективе Шайдурова Елена Николаевна - преподаватель математики и почти бессменный завуч школы.

Учитель начальных классов Зуева-Пирогова Зоя Петровна работала в школе с 1937 года по 1972 год.

Преподаватель биологии, географии и химии Шестакова Нина Алексеевна работала в школе с 15 августа 1952 года до выхода на пенсию.

Директор школы, преподаватель истории Меркушев Иван Егорович работал в школе

с 20.10.1949 года до выхода на пенсию 26.08.1984 года.

 

 

 

 

 

 

 

Использованные материалы:

 

Калинин М.А.   Эхо минувших веков. Березники.

Калинин М.А.   Избранное. Добрянка, 2012 год

Публикации из районной газеты «Сталинский путь» за 1941- 45 гг.

Документы из фондов Добрянского историко-краеведческого музея.

 

Авторский коллектив:

Сиднёв С.В.

Попенкова Р.А.

Рыжкова Н.Ф.